Рынок подержанных автомобилей всегда отличается своей демократичностью, ведь именно здесь можно приобрести машину на любой вкус и кошелек. По этой самой причине он пользуется неизменно большой популярностью в народе, которую подтверждают и официальные источники: за первое полугодие 2005 года в Россию ввезено на 16% подержанных машин больше, чем за аналогичный период 2004 года. По данным Дальневосточного таможенного управления, ежемесячно в нашу страну ввозится 10-12 тыс. таких машин. По данным столичного ГИБДД, только в Москве ежемесячно регистрируется около 2,5-3 тыс. праворульных подержанных японских автомобилей (официальные данные по Омску отсутствуют) Существуют два основных способа приобретения подержанных авто в Японии. Это аукционы и стоянки-автомагазины. Цены там и там примерно одинаковы, однако покупка на аукционе считается более предпочтительной, ввиду того, что автомобиль осматривается и оценивается независимыми аукционными специалистами-механиками и у покупателя появляется более полное представление о предлагаемом к продаже экземпляре. Цены на подержанные машины в Японии относительно невысоки. Так, популярная в Омске «Тойота-Королла», 2001-2 гг. выпуска оценивается на своей «исторической родине» (в зависимости от состояния, объема двигателя и комплектации) от 5500 до 8000 долларов. Дальнейшее увеличение ее стоимости происходит уже на пути в Россию. Сначала придется оплатить перевоз автомобиля на судне (350-500 долл.) и услуги таможенного брокера (минимум 11000 руб., максимум – 20000). К сведению: таможенный брокер – лицо, «приближенное» к таможне, который через свои связи «там» поможет, за вознаграждение, в течение 3-4 дней произвести так называемую «таможенную очистку» машины. Если вы захотите это сделать самостоятельно, можете ждать своей очереди до бесконечности. Еще одна «накрутка» происходит при пересечении японской границы: оформление на вывоз обходится примерно в 10000 иен (около 100 долл.). По сравнению с российскими пошлинами – почти даром. Ведь наша таможня потребует от вас за ввоз уже порядка 120 тысяч рублей (4200 долл.). Плюс расходы на оформление документов, склад временного хранения. ![]() После прохождения российской таможни прибывший из Японии автомобиль отправляется на «Зеленый угон» (так называется в народе популярнейший во Владивостоке автомобильный рынок). Иногда (а в последнее время все чаще) промежуточным звеном между таможней и рынком служит какая-нибудь автомастерская, где помятую или разукомплектованную машину приводят в божеский вид. Возможно, доля битых и восстановленных авто в общей массе была бы не столь велика, если бы не периодические попытки правительства (чаще всего путем повышения ставок таможенной пошлины) затянуть удавку на шее автомобильного бизнеса в Приморье. Чтобы поддержать достигнутый ранее уровень рентабельности своего бизнеса, автодилеры везут из Японии откровенное «битье». Само собой, когда ввоз автохлама принял астрономический размах, резко возросла потребность в ремонтных мастерских и квалифицированных рабочих, которые во все времена были дефицитом, а уж теперь и подавно. Не удивительно, что очереди на восстановление авто стали катастрофически расти. Классическая формула «деньги-товар-деньги» забуксовала, ведь «товару» для начала неплохо бы придать товарный вид. И тут помощь пришла с Востока, точнее из Азии, а уже совсем точно – Китай протянул братскую руку помощи приморским автобизнесменам: из Поднебесной во Владивосток хлынули жестянщики, сварщики, маляры и мотористы! Будучи последний раз на Владивостокских авторынках я обратил внимание на преобладающее число восстановленных авто. Дилетанту они кажутся совсем новыми, но для специалиста такая машинка – загадка со многими неизвестными. Иными словами «кот в мешке»! При тщательном осмотре выясняется, что большинство комплектующих – китайского производства: оптика, пластмасса, жестянка. Справедливости ради стоит сказать: качество изготовления деталей очень близко к оригиналу, но по цене они на порядок дешевле. ![]() Звоню знакомому автодилеру. Сергей С. недавно вернулся из Японии, привез 20 автомобилей. По его словам все машины «свежих» годов с небольшим пробегом, но все нуждаются в предпродажном восстановлении. Мне интересно на них взглянуть. Через полчаса Сергей заезжает за мной в гостиницу, и мы отправляемся на «автосервис». У въезда в ворота люди в камуфляже, увидев знакомый автомобиль, без вопросов пропускают нас на территорию. Перед глазами – несколько гаражных боксов, почти из всех труб идет дым. Неудивительно, на дворе зима. Подходим к одному. Сергей стучит и произносит фразу по-китайски, дверь открывается, мы входим внутрь. Слева от входа раскаленная докрасна «буржуйка», посреди бокса – «Тойота-Карина» 2001 г., цвет «серебристый металлик», двигатель снят и стоит рядом. У стены новые крылья, двери, лобовое стекло, радиаторы. Вокруг машины хлопочут несколько китайцев, выравнивая с помощью кувалды, на «глазок», свернутый набок лонжерон. – Через два дня закончим и соберем «Карину», еще сутки – на окраску и тонировку. К пятнице утром можно забирать – обещает китаец, приняв меня за потенциального покупателя. Столь высокие темпы работ объясняются тем, что китайцы живут в этом же боксе и работают практически круглосуточно. Идем дальше. Похоже, здесь «малярка». Четверо рабочих шпатлюют и шкурят «Филдера» белого цвета. Через пару часов шпатлевка подсохнет, и китайцы, побрызгав на бетонный пол водой, чтобы не поднималась пыль, приступят к окраске. К утру «Филдер» будет готов и переедет в соседний бокс, где ему будут делать химчистку по полной программе (в салоне этого универсала возили поросят). Прихватив с собой снятые щитки приборов, Сергей везет их в «Ремонт теле-, радио бытовой техники», чтобы «скорректировать» пробег, у «Филдера» с 250 на 71 тыс. км, у «Марка-II» – со 150 м до 67 тыс. км, у «Короллы» и «Спасио» поставить в районе 80 тыс. км. Стоимость корректировки одного щитка – 300 рублей. Я удивлен. Похоже, китайские «специалисты» действительно очень востребованы, поскольку берут за свою работу в три-пять раз меньше, чем отечественные мастера, а делают ее гораздо быстрее. Вот только в высоком качестве такого ремонта я сильно сомневаюсь. |